Минитрактор из мотоблока своими руками

Накопленный опыт эксплуатации мотоблоков частными лицами и организациями, большой выбор навесного и прицепного оборудования, адаптеров, универсальных креплений, инструмента и материалов сделали возможным построить своими руками минитрактор из мотоблока. Для реализации задуманного необходимы расчёты:

  • конструкции (функциональная компоновка, прочность сопрягаемых элементов);
  • силовой установки и трансмиссии;
  • распределения нагрузки (привод гидронасоса, генератор);
  • обеспечения безопасности и ходовых свойств (рулевое управление, тормозная система, габаритный свет).

Ниже приведены основные аспекты работы по переделке мотоблока в мини трактор.

Какой мотоблок выбрать для минитрактора

Выбор мотоблока определяется двумя факторами – это мощность двигателя и конструкция редуктора.
По первому предельно понятно – чем выше мощность, тем больше полезной нагрузки может принять будущий трактор. Модели с силовой установкой мощностью 8-12 л.с., которые ГОСТ 28523-90 относит к классу тяжёлых, с запасом прочности конструкции и предназначенные для работы в условиях повышенных нагрузок полностью подходят для создания минитрактора. Крепкая толстостенная рама безболезненно переносит процессы сверления, сварки. В качестве примера можно назвать модели мотоблоков Нева МБ 23, МТЗ 09 и их «одноклассников» отечественного и зарубежного производства.

Минитрактор из мотоблока
Изготовить минитрактор можно из мотоблока

Второй фактор касается принципа работы редуктора мотоблока. Инженерная мысль реализовала два варианта конструкции редукторов:

  • клиноременной с передачей крутящего момента вала двигателя на шестерни редуктора через систему шкивов с ремнями, сцепление обеспечивает прижимной валик (мотоблоки типа Каскад, Нева, аналоги);
  • единой силовой передачи в составе фрикционного сцепления, механической ступенчатой коробки передач, редуктора конечной передачи на дифференциал и выведенный вал отбора мощности для привода вала потребителя (мотоблоки линейки МТЗ).

Вариант единой силовой передачи от Минского тракторного – готовое, не требующее дополнительных вмешательств решение. Его реализация позволит эффективно распределить нагрузку, оставляя запас для дополнительного функционала (гидроцилиндр).

Ременной привод отличается множеством кинетически связанных ремнями шкивов, вынесенных наружу. Для привода вала ещё одного потребителя или обратного хода может понадобится установка дополнительного шкива с ремнем, соответственно конструкция пополнится креплениями, роликами, пружинами. Здесь надо чётко определиться с потенциалом одновременной работы агрегатов.

Особенность конструкции

Общая конструкция определяется функциональной компоновкой будущего минитрактора. Концепция – ведущее звено мотоблок, ведомое — сочленённая рама с поворотными колёсами, рабочим и стояночным тормозом, сиденьем оператора и вынесенными к нему органами управления – является наиболее простой в реализации и экономичной. К примеру, минитрактор из мотоблока Каскад с прикреплённой впереди одноосной рамой с рулевой трапецией и перенесённым управлением добавил функциональности и удобство оператору при обработке почвы, покосе травы и буксировании прицепа с грузом.

Концепция сочленения мотоблока и рамы методом поворотной оси тоже находит поклонников. Поворот выполняется за счёт изменения направления ведущего звена.

Любая конструкция имеет преимущества и недостатки. Размер колес должен исключить проваливание в рыхлый грунт, пропорциональность высоты центра тяжести и ширины колеи придавать устойчивость к опрокидыванию. Дополнительные тяги и механические приводы обеспечивать подъем подвески, опрокидывание кузова и иные манипуляции с места оператора. При проектировании нужно изучать опыт мастеров. Сделать трактор из мотоблока своими руками вполне возможно.

Трактор из мотоблока
Создать минитрактор можно в различных вариантах

Необходимые инструменты и материалы:

  • болгарка;
  • дрель с набором сверл по металлу;
  • сварочный аппарат;
  • ключи гаечные, отвертки, пассатижи;
  • уголки, трубы металлические круглого и квадратного сечения, ступицы колёсные, тяги, штанги, педали, рычаги, рулевой и тормозной механизмы в сборе.

Переделка мотоблока в трактор

Рабочий процесс выполняется поэтапно. Сначала освобождаются от фиксации и крепления выносимые органы управления, затем крепится общая рама. По схеме осуществляется монтаж ходовой части, вывод управления (педали, рычаги), дооборудование креплений и мест посадки навесных механизмов и прицепов. Так, самодельный трактор из мотоблока Нева для подъема (опускания) подвесного оборудования спереди корпуса снабжается рычагом с тягой через усиливающую шестерню-звёздочку.

Рама

Представляет собой горизонтальную конструкцию из труб квадратного сечения по периметру с поперечным усилением трубами и уголками. Соединение элементов – сварка. Для последующего монтажа систем и агрегатов приварены вертикально уголки и панели. Выполненный каркас нередко имеет запас площадок или мест для дальнейшей модернизации (кузов самосвального типа, тяговая лебёдка с тросом). Рама служит основой будущей конструкции и должна обладать достаточной прочностью и стойкостью к деформации.

Ходовая часть

Передача крутящего момента на ведущие колёса осуществляется редуктором. Штатная конструкция колёсной оси ограничена по ширине. В случаях, когда удлинитель оси не удовлетворяет условиям, применяются сторонние механизмы с примерно таким же передаточным числом (автомобильные, мотоциклетные). Под размер и тип колёс подбираются ступицы. Много усилий требует расчёт и подбор рулевого механизма. На практике используются как рулевые трапеции, так и рейки. Передняя подвеска может быть независимой с креплением ступицы к корпусу рамы или подбирается ось и уже на неё монтируются ступицы передних колес.

Самодельные трактора из мотоблока
Минитрактор может выполнять большое количество приусадебных работ

Двигатель и гидравлика

Мощность двигателя, длительная работа в режиме без остановки являются главным фактором при выборе силовой установки для трактора на базе мотоблока. Показатели мощности мотора от 8 л.с. удовлетворяют основным функциональным требованиям конструкции. Некоторые модели оснащены стартерной системой пуска и бортовой сетью, что также влияет на выбор.

Гидравлический цилиндр для выполнения некоторых операций (опрокидывание кузова, подъем-опускание подвесного оборудования) вполне применим. Недостатками использования гидравлики являются трудности с подбором, непосредственно монтаж и неоправданный расход мощности.

Тормозная система и электрооборудование

Необходимым условием безопасности и нормальной управляемости является наличие тормозной системы. Низкая скорость минитрактора не требует блокировки всех колёс, достаточно оснастить тормозами колёса одной из осей. Также не лишним будет стояночный тормоз. Для этого и подбираются чаще всего ступицы от автомототранспорта с готовыми решениями. Тормозные колодки приводятся в действие путём нажатия на педаль (рычага), тягой усилие передается на ступицу к колесу. Существуют варианты использования полноценной гидравлической тормозной системы в сборе (главный и рабочий цилиндры, трубки, емкость для жидкости).

Не менее важным условием является освещение рабочего пространства и обозначения трактора как транспортного средства. Двигатели, оснащенные электросетью (аккумулятор, генератор, стартер, проводка) дооборудуются через блок предохранителей фарой и фонарём. При отсутствии электрооборудования вполне применение различных световых приборов на светодиодах – это наименее затратно и эффективно.

Заключение

Переделка мотоблока в минитрактор – процесс увлекательный и полезный. По своим возможностям, потенциалу модернизации и комфорту при эксплуатации самодельный трактор значительно превосходит мотоблок и служит предметом гордости мастера.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

:) :D :( :o 8O :? 8) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :wink: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen:

20 + шесть =